среда, 27 февраля 2013 г.

Видео-инструменты в бизнес-тренинге. Часть 1

Сегодня мы запускаем короткий цикл статей, посвященный использованию различных видео-инструментов в рамках бизнес-тренинга. Мы, в первую очередь, хотим донести до читающей публики наше представление о важности использования новых и технологичных решений при организации очного обучения. И, да простят нас олд-скульные бизнес-тренеры, мы не смогли обойтись без критики ряда консервативных концепций, хотя и свели ее к минимуму. 

Итак, к каким способам использования видео прибегает тренер, чтобы повысить эффективность обучения? Выделим основные из них:
Итак, к каким способам использования видео прибегает тренер, чтобы повысить эффективность обучения? Выделим основные из них:
  • в первую очередь, это крайне популярные при обучении soft-skills видео-нарезки из фильмов а-ля «Бойлерная» или «В погоне за счастьем»;
  • «мотивирующие» видео, направленные на изменение энергетики, настроения группы;  
  • видеосъемка ролевых упражнений с последующим анализом поведения и выполнения поставленных задач участниками;
  • ряд креативных инструментов, таких как: «включенная» видеосъемка реальных переговоров, постановочная съемка ситуаций-кейсов и др. 
По большому счету, видео не является самодостаточным методом организации групповой работы, это лишь инструмент, который, по мнению использующего его тренера, дает необходимый результат. Какие есть альтернативы? Тренер может подобно фокуснику «вынимать из рукава» соответствующие обсуждаемой теме истории из жизни, придумывать байки и вообще импровизировать с созданием вымышленных ситуаций, организовывать определенные ситуации с включением участников, проводить ролевые упражнения. И, естественно, сопровождать это необходимыми дискуссиями и анализом. Но почему же некоторые господа предпочитают полотно с проектором собственной креатив-машине?
Прежде чем ответить на данный вопрос, отметим, что сообщество, в целом, достаточно прохладно относится к видео-инструментам.

От старших братьев по цеху можно часто услышать мнение, что слайдовые презентации, видеосъемка и прочие технологические фишки, оказывается, всего лишь играют роль ширмы, скрывая некомпетентность тренера. Дескать, хороший тренер с флип-чартом и набором маркеров сделает все и даже больше, чем нужно для решения поставленных перед тренингом задач. Интересно, а живы ли еще те мастодонты, которые считают, что флип-чарт - это тоже слишком технологично и вообще-то цветные маркеры работают сродни слайдам, а настоящий тренер – это человек с кусочком мела за доской?!

Данная позиция основана на том, что ключевая тренерская компетенция – это способность анализировать информацию в больших количествах за короткий промежуток времени, выделять главное, соотносить это с текущими задачами и переводить выводы на язык аудитории, в том числе, с помощью диалогов и упражнений.

Не будем с этим спорить, но для объяснения нашего взгляда на вещи, ответим на два вопроса.
Если тренер относительно плох (некомпетентен, неинтересен, неумеха), то будет ли благом для участников стремление данного тренера использовать новые технологии при проведении тренинга?  Безусловно. Поскольку это оставляет участникам шанс понять и узнать хоть что-нибудь и вместо придуманных тренером нелепых примеров с последующим неэффективным их анализом увидеть ХОТЯ БЫ видео (возможно, оно само по себе окажется достаточно полезным?).

Мы понимаем, что это позиция в стиле «да, бизнес-ланч оказался невкусным, зато подан вовремя». Но мы и не говорим о том, что плохих тренеров не надо журить, учить или гнать в шею. Мы всего лишь предлагаем находить нотки позитива во всем и отмечаем, что современные технологии позволяют, как минимум, нивелировать тот вред, который может нанести участникам тренинга непрофессионал.

Второй вопрос: если тренер хорош и помимо собственной фантазии он использует видео и слайды, будет ли это благом для аудитории? Очевидно, да. Ведь профессиональный тренер и к выбору видеофрагментов подойдет соответствующе.
Итак, ключевая мысль, которую мы будем развивать в следующих статьях, заключается в том, что видео-инструменты в бизнес-тренинге – это не только красиво и современно. Это еще и эффективно.

А как добиться максимальной эффективности от каждого из выделенных в начале статьи инструментов – мы расскажем через несколько дней!  

Комментариев нет:

Отправить комментарий